СЕМЁН ФРАНК
Религиозный философ

СЕМЁН ФРАНК
Религиозный философ

Впервые имя С. Л. Франка, как, видимо, и многие люди моего поколения, я услышал в университете на курсе по философии, хотя, увы, в рамках достаточно нагруженной программы его мыслям не уделялось много внимания. По-настоящему «открытие» Франка произошло в моей жизни благодаря философии Ф. Ницше: в студенческие годы, видимо, в силу возраста меня притягивали труды немецкого мыслителя и именно через них я познакомился со статьей Франка «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему», с той статьей, которую сам Франк считал своим первым действительно философским произведением. Со временем интерес к Франку затмил интерес к Ницше.
Когда Вы впервые услышали это имя?
Как этот человек повлиял на Вашу жизнь, на Вашу научную деятельность?
Каков главный вклад этого человека в ту область знания, которой он занимался? Как это относится к нашей жизни?
Изучение философского наследия С. Л. Франка и его биографии периода эмиграции в первую очередь по-новому открыло для меня богатство и разносторонность русской интеллектуальной культуры. Вместе с тем работа с архивными материалами, связанными с жизнью и творчеством философа, позволила приподнять завесу над исторической повседневностью многих русских философов-эмигрантов прошлого века, почувствовать контраст с современностью не только на уровне идей, но и на уровне быта. Должен сказать, что это очень сильное впечатление, мотивирующее на дальнейшие архивные поиски.
Хорошо известен вклад С. Л. Франка в развитие вполне традиционной для русской мысли религиозной философии во всем ее многообразии (сюда относятся и чисто религиозно-философские и даже богословские проблемы, к примеру, такие как проблема теодицеи, проблемы экзистенциального характера, социально-философская тематика и пр.), однако мне — нисколько не умаляя значения указанного выше аспекта творчества Франка — хотелось бы обратить внимание в первую очередь на тот вклад, который внес Франк в популяризацию русской философии и культуры в целом на Западе. Его публичные лекции для западной публики, научно-популярные статьи, посвященные различным аспектам духовного бытия России, цикл выступлений по философским смыслам русской литературы в Берлинском университете сделали пусть и не такой заметный, но тем не менее, не менее важный вклад в развитие нашей интеллектуальной культуры, а также старались поддерживать философский диалог в далеко не склонную к каким бы то ни было диалогам
эпоху 1930-х гг.
На мой взгляд, сама биография С. Л. Франка является замечательным примером того, как даже в невыносимых условиях, условиях тяжелого социального кризиса, катастрофической экономической ситуации, войны и голода человек может и должен оставаться человеком, не забывать о своем высоком предназначении и стремиться достичь «чистой человечности», говоря словами замечательного мыслителя и педагога Песталоцци. К великому счастью, наша современная жизнь не охвачена теми ужасами, которые переживали люди, жившие в Европе в 1930-е гг. и начале 1940-х гг., однако сама опасность расчеловечивания по-прежнему является значительной проблемой и одним из главных вызовов нашей эпохи.
Что наследие этого человека значит для нас сегодня? (Что бы вы сказали об этом человеке представителю поколения Z?)
Ключевые события в биографии любого человека вещь довольно спорная: иногда бывает так, что те события, которые мы сами никогда не сочли бы важными и значимыми с течением времени «обрастают» большим количеством последствий, оказывающих важное, а порой и ключевое влияние на нашу жизнь. Безусловно, значимым событием в жизни С. Л. Франка была революция и последовавшая за ней высылка из России; несомненно, большое и однозначно негативное влияние на жизнь философа оказал приход партии Гитлера к власти в Германии в 1933 г. Это внешние события, и они известным образом лежат на поверхности. При этом, если попытаться сказать что-то о событиях духовных, то мне кажется, что здесь необходимо выделить крещение Франка, его обращение в православие — это светлое, радостное событие; на другой чаше весов — пережитые философом события, связанные со Второй мировой войной и теми ужасами, которая она принесла — это мрачные, ужасные события. Какое событие и какой опыт был ключевым и определяющим — вопрос, на который, как мне кажется, не мог бы ответить и сам философ (да и вряд ли бы принял такую постановку самого вопроса), но, может быть, я ошибаюсь.
Какое событие (2−3) в биографии этого человека является ключевым? Почему?
Несомненно, С. Л. Франк был представителем русской философской традиции, что становится особенно заметным в поздний период его творчества. В его философии находят свое продолжение и вместе с тем новое звучание философские проблемы русской мысли, созревавшие и дискутировавшиеся в XIX в. При этом даже будучи изгнанным из России и оказавшись в Европе Франк не теряет связи с русской культурой, напротив, он становится ее медиатором и в известной мере популяризатором. Лекции, посвященной русской философии и литературе читались Франком во многих европейских странах, к примеру, таких как Германия, Франция, Нидерланды, Чехословакия, Швейцария, страны Прибалтики. Сопереживание России, искреннее сочувствие ее историческим неудачам навсегда связало Франка и его мысль с нашей страной.
Что связывало его с Россией, с русской культурой? Можно ли его назвать именно русским философом (богословом, социологом)? почему?
Сам философ не отличался особым оптимизмам и во многих письмах к своим друзьям и близким говорил о том, что он «пессимист, а иными словами — реалист». При этом с уверенностью можно утверждать, что научная карьера Франка «не состоялась» дважды — первый раз ее оборвала русская революция и эмиграция, второй раз — «немецкая революция», как называл Франк приход национал-социалистов к власти в Германии в некоторых своих письмах. Оказавшись в Англии в 1945 г. Франк, безусловно, пользовался определенной известностью, но время его наибольшей творческой активности все-таки было уже позади. Франк пережил по его подсчетам «две революции», две мировые войны и в этой связи, наверное, можно сказать, что ему повезло и судьба была к нему благосклонна — он не был убит и не оказался в немецком концентрационном лагере, однако его академическая карьера была загублена. Насколько из этого можно сделать вывод о том, состоялась ли его судьба или нет, мне сложно судить.
Можно ли сказать, что его судьба состоялась, несмотря на изгнание?
Творчество С. Л. Франка, как и многих других русских религиозных философов, получило широкое хождение в нашей стране в 1990-е гг. И если в первое время главными светилами отечественного философского небосвода были В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев, то в наши дни все большее внимание уделяется именно наследию Франка. Практически каждый год издаются не только многочисленные статьи, но и авторские монографии, посвященные его философии (в частности, в Институте философии РАН). Несколько лет назад стартовал знаковый проект — издание Полного собрания сочинений философа на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Все это дает возможность говорить о том, что наследие Франка в нашей стране пользуется все большой актуальностью по крайней мере в научной среде. Отдельно также хотелось бы отметить, что философия Франка объединяет исследователей из разных стран и научных школ; в последнее время появились даже определенные творческие союзы, члены которых, представляющие такие страны как Россия, Польша и Украина, готовят совместные исследования и вводят в научный оборот архивные материалы, связанные с творчеством и жизнью философа, рассеянные по России и Западной Европе.
Как и где развиваются сегодня идеи этого человека?
Отдельного упоминания заслуживает немецкая традиция изучения философии С. Л. Франка. Главным ее представителем является проф. Петер Элен из Мюнхена. Характерны слова Элена, которые он однажды сказал в ответ на мой вопрос о том, какое значение имеет для него творчество русского мыслителя (далее приведу их целиком, они, на мой взгляд, являются показательными): философия Франка «может заполнить то пустое пространство, которое стало столь болезненно ощутимо для всех людей, стремящихся к онтологическому обоснованию гуманизма (в широком смысле). Экзистенциальная философия, обретшая большую популярность после Второй мировой войны, не смогла, однако, предложить желанную поддержку. Субъективизм и реализм различного толка вскоре захватили всю духовную атмосферу. И в этой ситуации философия С. Л. Франка могла бы научить новому обоснованию гуманизма. При этом отдельно хочется подчеркнуть, что Франк не является революционером в философии и никогда не мыслил себя таковым». Под руководством проф. Элена в Германии защитился целый ряд диссертаций по философии Франка, что позволяет надеется, что его творчество не будет забыто в той стране, которую философ называл своей «второй родиной».
Кого еще из наследников его творчества сегодня Вы можете назвать?
В целом судьба С. Л. Франка довольно трагична, при этом ему удалось сохранить не только твердость духа, но и тонкое чувство юмора. В этой связи мне всегда вспоминается фрагмент из одного его письма. Вынужденно покинув Германию в конце 1937 г. и оказавшись с женой во Франции без средств к существованию, он писал своему старому другу В. Б. Ельяшевичу: «Мы живем относительно благополучно, без всяких особых событий, но с всякими трудностями: 1) «si jours baise gros chat» (прочитай эту «французскую» фразу по-русски вслух, и ты ее поймешь)"⃰.

⃰ Русское выражение «сижу без гроша», транскрибированное Франком при помощи французских слов (букв.: «Шесть дней целую большого кота»).
Расскажите историю, связанную с судьбой этого человека, которая вас трогает больше всего.
Любимую цитату назвать сложно, Франк все же не был столь афористичен, как, к примеру, тот же Ницше и его наследие лучше воспринимать комплексно. Здесь же могу привести цитату из работы «Духовные основы общества» (1930 г.):

В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена на будущее, есть творчество того, чего еще нет.
Ваша любимая цитата?
Интервью с Александром Цыганковым
старший научный сотрудник Института философии РАН
Когда Вы впервые услышали это имя?

Впервые имя С. Л. Франка, как, видимо, и многие люди моего поколения, я услышал в университете на курсе по философии, хотя, увы, в рамках достаточно нагруженной программы его мыслям не уделялось много внимания. По-настоящему «открытие» Франка произошло в моей жизни благодаря философии Ф. Ницше: в студенческие годы, видимо, в силу возраста меня притягивали труды немецкого мыслителя и именно через них я познакомился со статьей Франка «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему», с той статьей, которую сам Франк считал своим первым действительно философским произведением. Со временем интерес к Франку затмил интерес к Ницше.

Как этот человек повлиял на Вашу жизнь, на Вашу научную деятельность?

Изучение философского наследия С. Л. Франка и его биографии периода эмиграции в первую очередь по-новому открыло для меня богатство и разносторонность русской интеллектуальной культуры. Вместе с тем работа с архивными материалами, связанными с жизнью и творчеством философа, позволила приподнять завесу над исторической повседневностью многих русских философов-эмигрантов прошлого века, почувствовать контраст с современностью не только на уровне идей, но и на уровне быта. Должен сказать, что это очень сильное впечатление, мотивирующее на дальнейшие архивные поиски.

Каков главный вклад этого человека в ту область знания, которой он занимался? Как это относится к нашей жизни?

Хорошо известен вклад С. Л. Франка в развитие вполне традиционной для русской мысли религиозной философии во всем ее многообразии (сюда относятся и чисто религиозно-философские и даже богословские проблемы, к примеру, такие как проблема теодицеи, проблемы экзистенциального характера, социально-философская тематика и пр.), однако мне — нисколько не умаляя значения указанного выше аспекта творчества Франка — хотелось бы обратить внимание в первую очередь на тот вклад, который внес Франк в популяризацию русской философии и культуры в целом на Западе. Его публичные лекции для западной публики, научно-популярные статьи, посвященные различным аспектам духовного бытия России, цикл выступлений по философским смыслам русской литературы в Берлинском университете сделали пусть и не такой заметный, но тем не менее, не менее важный вклад в развитие нашей интеллектуальной культуры, а также старались поддерживать философский диалог в далеко не склонную к каким бы то ни было диалогам эпоху 1930-х гг.

Что наследие этого человека значит для нас сегодня? (Что бы вы сказали об этом человеке представителю поколения Z?)

На мой взгляд, сама биография С. Л. Франка является замечательным примером того, как даже в невыносимых условиях, условиях тяжелого социального кризиса, катастрофической экономической ситуации, войны и голода человек может и должен оставаться человеком, не забывать о своем высоком предназначении и стремиться достичь «чистой человечности», говоря словами замечательного мыслителя и педагога Песталоцци. К великому счастью, наша современная жизнь не охвачена теми ужасами, которые переживали люди, жившие в Европе в 1930-е гг. и начале 1940-х гг., однако сама опасность расчеловечивания по-прежнему является значительной проблемой и одним из главных вызовов нашей эпохи.

Какое событие (2−3) в биографии этого человека является ключевым? Почему?

Ключевые события в биографии любого человека вещь довольно спорная: иногда бывает так, что те события, которые мы сами никогда не сочли бы важными и значимыми с течением времени «обрастают» большим количеством последствий, оказывающих важное, а порой и ключевое влияние на нашу жизнь. Безусловно, значимым событием в жизни С. Л. Франка была революция и последовавшая за ней высылка из России; несомненно, большое и однозначно негативное влияние на жизнь философа оказал приход партии Гитлера к власти в Германии в 1933 г. Это внешние события, и они известным образом лежат на поверхности. При этом, если попытаться сказать что-то о событиях духовных, то мне кажется, что здесь необходимо выделить крещение Франка, его обращение в православие — это светлое, радостное событие; на другой чаше весов — пережитые философом события, связанные со Второй мировой войной и теми ужасами, которая она принесла — это мрачные, ужасные события. Какое событие и какой опыт был ключевым и определяющим — вопрос, на который, как мне кажется, не мог бы ответить и сам философ (да и вряд ли бы принял такую постановку самого вопроса), но, может быть, я ошибаюсь.

Что связывало его с Россией, с русской культурой? Можно ли его назвать именно русским философом (богословом, социологом)? почему?

Несомненно, С. Л. Франк был представителем русской философской традиции, что становится особенно заметным в поздний период его творчества. В его философии находят свое продолжение и вместе с тем новое звучание философские проблемы русской мысли, созревавшие и дискутировавшиеся в XIX в. При этом даже будучи изгнанным из России и оказавшись в Европе Франк не теряет связи с русской культурой, напротив, он становится ее медиатором и в известной мере популяризатором. Лекции, посвященной русской философии и литературе читались Франком во многих европейских странах, к примеру, таких как Германия, Франция, Нидерланды, Чехословакия, Швейцария, страны Прибалтики. Сопереживание России, искреннее сочувствие ее историческим неудачам навсегда связало Франка и его мысль с нашей страной.

Можно ли сказать, что его судьба состоялась, несмотря на изгнание?

Сам философ не отличался особым оптимизмам и во многих письмах к своим друзьям и близким говорил о том, что он «пессимист, а иными словами — реалист». При этом с уверенностью можно утверждать, что научная карьера Франка «не состоялась» дважды — первый раз ее оборвала русская революция и эмиграция, второй раз — «немецкая революция», как называл Франк приход национал-социалистов к власти в Германии в некоторых своих письмах. Оказавшись в Англии в 1945 г. Франк, безусловно, пользовался определенной известностью, но время его наибольшей творческой активности все-таки было уже позади. Франк пережил по его подсчетам «две революции», две мировые войны и в этой связи, наверное, можно сказать, что ему повезло и судьба была к нему благосклонна — он не был убит и не оказался в немецком концентрационном лагере, однако его академическая карьера была загублена. Насколько из этого можно сделать вывод о том, состоялась ли его судьба или нет, мне сложно судить.

Как и где развиваются сегодня идеи этого человека?

Творчество С. Л. Франка, как и многих других русских религиозных философов, получило широкое хождение в нашей стране в 1990-е гг. И если в первое время главными светилами отечественного философского небосвода были В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев, то в наши дни все большее внимание уделяется именно наследию Франка. Практически каждый год издаются не только многочисленные статьи, но и авторские монографии, посвященные его философии (в частности, в Институте философии РАН). Несколько лет назад стартовал знаковый проект — издание Полного собрания сочинений философа на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Все это дает возможность говорить о том, что наследие Франка в нашей стране пользуется все большой актуальностью по крайней мере в научной среде. Отдельно также хотелось бы отметить, что философия Франка объединяет исследователей из разных стран и научных школ; в последнее время появились даже определенные творческие союзы, члены которых, представляющие такие страны как Россия, Польша и Украина, готовят совместные исследования и вводят в научный оборот архивные материалы, связанные с творчеством и жизнью философа, рассеянные по России и Западной Европе.

Кого еще из наследников его творчества сегодня Вы можете назвать?

Отдельного упоминания заслуживает немецкая традиция изучения философии С. Л. Франка. Главным ее представителем является проф. Петер Элен из Мюнхена. Характерны слова Элена, которые он однажды сказал в ответ на мой вопрос о том, какое значение имеет для него творчество русского мыслителя (далее приведу их целиком, они, на мой взгляд, являются показательными): философия Франка «может заполнить то пустое пространство, которое стало столь болезненно ощутимо для всех людей, стремящихся к онтологическому обоснованию гуманизма (в широком смысле). Экзистенциальная философия, обретшая большую популярность после Второй мировой войны, не смогла, однако, предложить желанную поддержку. Субъективизм и реализм различного толка вскоре захватили всю духовную атмосферу. И в этой ситуации философия С. Л. Франка могла бы научить новому обоснованию гуманизма. При этом отдельно хочется подчеркнуть, что Франк не является революционером в философии и никогда не мыслил себя таковым». Под руководством проф. Элена в Германии защитился целый ряд диссертаций по философии Франка, что позволяет надеется, что его творчество не будет забыто в той стране, которую философ называл своей «второй родиной».

Расскажите историю, связанную с судьбой этого человека, которая вас трогает больше всего.

В целом судьба С. Л. Франка довольно трагична, при этом ему удалось сохранить не только твердость духа, но и тонкое чувство юмора. В этой связи мне всегда вспоминается фрагмент из одного его письма. Вынужденно покинув Германию в конце 1937 г. и оказавшись с женой во Франции без средств к существованию, он писал своему старому другу В. Б. Ельяшевичу: «Мы живем относительно благополучно, без всяких особых событий, но с всякими трудностями: 1) «si jours baise gros chat» (прочитай эту «французскую» фразу по-русски вслух, и ты ее поймешь)"⃰.

*Русское выражение «сижу без гроша», транскрибированное Франком при помощи французских слов (букв.: «Шесть дней целую большого кота».)

Ваша любимая цитата?

Любимую цитату назвать сложно, Франк все же не был столь афористичен, как, к примеру, тот же Ницше и его наследие лучше воспринимать комплексно. Здесь же могу привести цитату из работы «Духовные основы общества» (1930 г.):

В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена на будущее, есть творчество того, чего еще нет.